Самотёчные устройства нашли широкое применение на предприятиях по переработке зерновых и элеваторах. Их преимущество — возможность транспортировки зерна без расхода энергии. А в местах, где использовать механический транспортёр невозможно, данный транспортировочный агрегат — единственная возможность перемещать зерновые продукты между технологическими участками по его переработке и местами хранения.
Разновидности самотёков
Наклон трубопровода выбирается исходя из двух принципов. Во-первых, он должен быть как можно большим, чтобы зерно скатывалось быстро и не образовывались заторы при изменении влажности или засорённости, из-за чего этот параметр не может быть меньше 36 градусов. С другой стороны, слишком высокая скорость скатывания будет приводить к травмированию зёрен и снижению их качества; также при высокой скорости будет увеличиваться износ желобов.
Оптимальным для зерна считается наклон от 38 до 45 градусов. Для отходов угол должен быть увеличен до 45 градусов, а для пыли — до 54 градусов.
Конструктивно самотёки бывают:
- круглые;
- квадратные и прямоугольные.
Обе разновидности обладают как преимуществами, так и недостатками.
Круглые трубы стоят дешевле за счёт меньшей материалоёмкости и большей номенклатуре. В то же время круглые фланцы стоят дороже прямоугольных. Установленные на фланцы трубы по мере износа можно быстро повернуть, но не более двух-трёх раз, после чего их необходимо менять.
Прямоугольные и квадратные трубы поворачивать сложно и долго, однако возможно использование трубопроводов cо сменным дном, которое можно заменять неограниченное количество раз (боковые стенки и крышка прямоугольных труб при этом практически не изнашиваются).
Сухие зёрна и пыль отличаются относительно большими абразивными свойствами, поэтому для защиты основной конструкции самотёков может применяться футеровка. Чаще всего в этом качестве выступает полиуретан — прочный, химически инертный, упругий и устойчивый к разломам материал. Его применение значительно повышает время межремонтной работы, а также поглощает вибрацию и шум.
Построение самотёков
Любое зернохранилище оснащается собственной самотёчной системой, разрабатываемой индивидуально — исходя из конструкции хранилища, внешней инфраструктуры и используемых технологических цепочек. После разработки проекта, самотёк собирается из стандартных элементов:
- труб;
- фланцев;
- патрубков;
- клапанов;
- поворотных колен;
- задвижек;
- шиберов;
- секторов;
- вводов.
Основной конструкционный элемент самотёков — трубы.
Из-за высоких истирающих нагрузок даже толстый металл может не выдержать и одного сезона, поэтому на этапе проектирования необходимо предусмотреть возможность быстрой замены элементов, при этом каждый из них не должен быть тяжелее 35 килограмм — это необходимо для возможности демонтажа и переноса вручную в мастерскую для ремонта.
Элементы одинакового сечения стыкуются болтовыми соединениями с помощью фланцев, которые, как и трубы, бывают прямоугольными, квадратными и круглыми. Для предотвращения пылеобразования все места соединений могут герметизироваться герметиками, обмазками или полимерными прокладками. Для соединения элементов сечения разной площади или разной формы используются переходные патрубки — отрезки труб с прикреплёнными к ним фланцами разной формы.
Для плавного изменения угла поворота или направления самотёка устанавливают поворотные колена, способные свободно поворачиваться на угол до 50 градусов. Для точной установки угла или точки соединения служат сектора.
Для соединения потоков используют элементы «вводы», которые могут иметь углы 54, 45 или 36 градусов. Изменение этих потоков производят с помощью перекидных клапанов. Открытие и закрытие труб, а также регулирование интенсивности зернового потока производят шиберами, задвижками и затворами. Они могут управляться вручную или дистанционно с помощью электродвигателей.
Оборудование для самотёков ОЛИС
У нас вы можете заказать любые элементы, применяемые для сборки самотёчных устройств по транспортировке зерновых. Все они изготавливаются из высококачественной стали, что гарантирует долгий срок службы. Дополнительно любые элементы могут быть покрыты футеровкой, что ещё больше увеличит их долговечность.
Для лучшей управляемости и повышения производительности самотёчное оборудование должно быть оснащено электродвигателями, открывающими и закрывающими элементы управления потоками. При этом управление двигателями следует производить централизовано, через автоматизированную систему управления. В этом случае диспетчер будет иметь всю полноту информации о технологических процессах.