Верещинский А.П. — доктор технических наук, генеральный директор (ООО «ОЛИС», г. Одесса);
Пирус Ю.Б. — директор по разработкам и внедрениям (ООО «ОЛИС», г. Одесса)
Как известно, просо – хороший предшественник для других сельскохозяйственных культур при организации севооборота, а также ценное сырье для производства крупы. Пшено является традиционно потребляемым продуктом в рационе питания населения многих стран. Вместе с тем, задачи обеспечения экономически целесообразного выхода крупы и требуемого рынком ее качества часто не решаемы в рамках традиционной технологии переработки проса, что ограничивает производство и потребление этой крупяной культуры.
Технология выработки пшена обусловлена особенностями строения зерновки проса, а также химическим составом ее анатомических частей. Зерна проса покрыты цветочными оболочками, которые плотно облегают ядро, но срастаются с ним только на небольшом участке – «рубчике», который расположен в области зародыша. При приложении внешних усилий цветочные оболочки сравнительно легко раскалываются на две части и отделяются от ядра. Цветочные оболочки составляют 15…18°% от массы зерна, содержат, в основном, клетчатку и почти не содержат питательных веществ. Поэтому производство пшена предполагает полное удаление цветочных оболочек. Традиционная технология переработки проса (рис. 1 а) предусматривает шелушение зерна на трех шелушильных системах, реализованных вальцедековыми станками с резиновой декой. Для обеспечения необходимой эффективности шелушения зерно предварительно фракционируют и на первой шелушильной системе обрабатывают раздельно. Лузга проса не пригодна для кормовых целей и может утилизироваться как топливо. После удаления оболочек ядро проса (дранец) шлифуют в машинах с абразивными поверхностями, традиционно используя шелушильно-шлифовальные машины типа А1-ЗШН. Посредством шлифования с поверхности ядра удаляют полупрозрачные плодовые и семенные оболочки, а также частично алейроновый слой и зародыш, в результате чего пшено приобретает желтый цвет и достойный товарный вид. Таким образом, пшено – это в основном эндосперм проса, на долю которого приходится 65…70% массы зерна.
Технологические операции шелушения проса и шлифования дранца связаны с образованием значительного количества кормовых продуктов. В соответствии с действующими требованиями [1] базисные нормы выхода продуктов при выработке пшена предполагают образование до 5% дробленки и до 11,5% мучки. Однако практика производства пшена показывает, что фактическое количество дробленки и мучки в большинстве случаев значительно превышает их расчетные значения за счет существенного снижения выхода крупы.
Таким образом, повышение эффективности шелушения и шлифования является перспективным направлением совершенствования технологии переработки проса.
Анализ литературных данных и наши поисковые исследования показали, что щадящие режимы шелушения проса эффективно могут быть реализованы путем применения шелушителей с обрезиненными валками. Использование таких шелушителей [2] позволило ВНИИЭКИпродмаш предложить и реализовать новый способ производства пшена, отличающийся существенным упрощением технологической схемы переработки за счет сокращения числа применяемых операций. Указанная технология предполагает исключение фракционирования зерна перед шелушением, использование двух шелушильных систем с шелушителями с обрезиненными валками, а также шлифовальной системы с использованием шелушильно-шлифовальной машины типа А1-ЗШН. После каждой из указанных систем легкие продукты шелушения (лузга, мучка) отделялись в аспирационных колонках, а дробленка – в крупосортировках. Производственная апробация показала целесообразность и перспективность указанного способа. Полученные показатели фактического выхода, товарного вида и качества крупы превосходили показатели, получаемые с использованием традиционной технологии. Однако, несмотря на очевидные преимущества, новая технология не нашла применения в промышленности, что, по нашему мнению, обусловлено главным образом низкой износоустойчивостью используемой в то время резины. Поэтому применение современных износоустойчивых полимерных материалов с широким разнообразием их физико-механических свойств позволило бы открыть путь к промышленному использованию прогрессивной технологии, а также еще более повысить ее эффективность. Кроме того, применение современных шелушильно-шлифовальных машин конструкции «Каскад» на этапе шлифования дранца, позволяющих в отличие от машин типа А1-ЗШН реализовать щадящее воздействие и высокую эффективность, может служить дополнительным резервом в повышении эффективности рассматриваемой технологии.
С целью подбора характеристик полимерных материалов для покрытия валков шелушителя, определения рациональных режимов шелушения и шлифования, а также обоснования структуры технологического процесса нами был выполнен цикл исследований. В результате установлены наиболее приемлемые для использования полимерные материалы, износостойкость которых более чем в 3 раза превышает износостойкость резины. Подтверждено, что определенные режимы работы шелушителя обеспечивают эффективное шелушение зерна проса без его фракционирования и раздельной обработки каждой фракции (табл. 1). Исследование продуктов шелушения после 2-й шелушильной системы показало, что содержащиеся не шелушенные зерна – это зерна с нарушенной цветочной оболочкой, которая легко отделима при выполнении операции шлифования в машине конструкции «Каскад». Таким образом, повышение эффективности 3-й шелушильной системы путем установки более «жестких» режимов обработки и ее использование в производственном процессе лишены смысла. Кроме того, ввиду отсутствия дробленки в продуктах шелушильных систем, отпадает необходимость ее отбора, а, следовательно, исключаются операции просеивания, реализуемые в крупосортировках.
Таблица 1. Рекомендованные и фактические результаты работы шелушильных и шлифовальной систем
Система | Шелушенные зерна, % | Дробленое ядро, % | ||
рекомендованные значения [1] | полученные значения | рекомендованные значения [1] | полученные значения | |
1-я шелушильная | 80-90 | 70,6 | не более 2,0 | 0 |
2-я шелушильная | 90-95 | 92,9 | не более 3,7 | 0 |
3-я шелушильная | 95-99 | 94,6 | не более 5,0 | 0 |
Шлифовальная | — | 100 | — | 3,5 |
Выполненные исследования позволили рекомендовать структуру переработки проса (рис. 1б), реализуемую с использованием шелушителей с валками, покрытыми полимерным материалом, и шелушильно-шлифовальной машины конструкции «Каскад». Апробацию усовершенствованной технологии проводили в стендовых условиях на зерне проса 1 класса с содержанием ядра 78,9% и лузги 17,4%. Сравнение расчетного выхода продуктов, определенного по рекомендованной методике [1], с фактическим выходом (табл.2) показало, что фактический выход пшена на 6,5% выше расчетного за счет снижения выхода дробленки и мучки. Увеличение фактического выхода лузги по сравнению с расчетным объяснимо снижением ее измельчения и попадания в мучку. Снижение фактического выхода отходов I и II категории обусловлено невысокой эффективностью этапа очистки зерна, реализуемой в условиях испытаний, и попадания части примесей в побочные продукты на этапах шелушения и шлифования. По показателям качества, предъявляемым к пшену шлифованному, определено, что полученная крупа удовлетворяет требования высшего сорта. Следует отметить, что пшено высшего сорта допускает содержание до 0,3% не шелушенных зерен, однако таких зерен в полученном пшене не выявлено.
Таким образом, усовершенствование новой технологии производства пшена, выполненное с использованием новых материалов и машин, обеспечивает возможность ее широкого внедрения в промышленности, а также характеризуется минимальным составом технологических операций, и позволяет получить более высокий выход пшена шлифованного с лучшим качеством.
Таблица 2. Базисный, расчетный и фактический выход продуктов переработки
Продукты переработки | Выход | Выход | Выход |
базисный, % | расчетный, % | фактический, % | |
Пшено шлифованное | 65 | 63 | 69,5 |
Дробленка кормовая | 4 | 4 | 3,1 |
Мучка кормовая | 7,5 | 8,4 | 6,7 |
Лузга | 15,5 | 14,9 | 16,7 |
Отходы I и II категории | 7 | 6,7 | 3,5 |
Усушка | 0,5 | 0,5 | 0 |
Отходы III категории и мех. потери | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Всего | 100 | 100 | 100 |
ЛИТЕРАТУРА
- Крошко Г.Д. Правила організації і ведення технологічного процесу на круп’яних заводах. [Текст]/Г.Д. Крошко [та ін.]. – К.: Віпол, 1998. – 145 с.
- Гринберг Е.Н. Производство крупы [Текст]/Е.Н. Гринберг. –М.: Агропромиздат, 1986. – 89-92.
Опубликовано по материалам
«Технологии зернопереработки»
№2 (179) февраль 2014